Пожарная безопасность на железной дороге

Если в момент чрезвычайной ситуации работникам поезда не представляется возможным открыть основные или запасные выходы, эвакуация людей в случае пожара осуществляется через окна. В этом случае представители персонала состава имеют права разбить все подходящие для эвакуации окна вагона поезда тяжелыми предметами.

lorem lorem
22
lorem 15 инкт

Пожарная безопасность на железной дороге – важная составляющая часть функционирования этого вида перевозок. Несоблюдение железнодорожным и связанным с этим видом перевозок персоналом инструкций по пожарной безопасности может стать причиной серьезных последствий. Железнодорожные составы перевозят большое количество людей в вагонах относительно малых площадей и объемов. Коридоры в них узкие, а эвакуационные пути на первый взгляд могут показаться непростыми. И поэтому обеспечение пожарной безопасности на железной дороге – очень важный аспект недопущения несчастных случаев. В данном материале рассказывается, какие меры пожарной безопасности используются на ж/д транспорте, какие акты это регламентируют, и какую подготовку должен иметь ответственный персонал. 

Нормативная документация

В России существуют нормативные документы, предписывающие порядок выполнения действий и работ, связанных обеспечением противопожарных мер на железной дороге. Эти мероприятия и работы проводятся во всех видах поездов, на вокзалах, станциях и платформах. Их правовое регулирование описано в следующих документах:

  1. Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Основополагающий документ по пожарной безопасности объектов. Дает общее руководство по реализации мер ПБ, однако в нем не специализируется рассматриваемая сфера. 
  2. ППБО-109-92. Этот документ содержит в себе полный список требований ПБ, предъявляемых к формированию пассажирских и грузовых железнодорожных составов, их следованию, а также при стоянках поездов. 
  3. ЦЛ-ЦУО-448. Инструкция по ППБ для пассажирских железнодорожных составов. 

Помимо этих документов, большое значение для обеспечения противопожарной защиты имеют также приказы и указания РЖД, выпускаемые по итогам расследования причин аварий на железной дороге. В них описываются меры предосторожности, которые следует применять, чтобы избежать тех или иных аварий, вызванных возгораниями и задымлениями поездов или объектов ж/д инфраструктуры. 

Предъявляемые требования

Требования пожарной безопасности, как общие, так и частные, описываются в вышеперечисленных нормативных актах, а также в дополнительных приказах и указаниях РЖД. На их основе можно обеспечить функционирующую систему безопасности в поездах, на вокзалах, на станциях, на платформах и на железнодорожных путях. Так, отдельное внимание в этих документах уделяется правилам перевозки пожароопасных и взрывоопасных грузов железнодорожными составами. Особые требования также предъявляются и к средствам индивидуальной защиты для бригад, эксплуатирующих поезда. Так, каждый представитель бригады (локомотивной и поездной) должен иметь не менее одного комплекта средств защиты, применяемых при возгораниях и задымлениях.  

При эксплуатации железнодорожных вагонов требования ПБ запрещают:

  • включать электричество и силовую нагрузку в вагоне, в котором замечены неисправности электрического оборудования, а также при полном или частичном перегреве пульт управления ППБ;
  • менять вышедшие из строя электрические лампочки или предохранители самостоятельно;
  • подключать к электросети обогреватели и другие подобные электроприборы, не предусматриваемые к подключению к электросхеме вагона;
  • держать личные вещи в точках узлов электросети;
  • располагать горючие жидкости возле электрических приборов, предусматриваемых электросхемой;
  • приводить вагон в эксплуатационное состояние при утечке тока или коротком замыкании одного или нескольких элементов его электросхемы;
  • эксплуатировать электросистему вагона без наблюдения за ней со стороны специальных измерительных приборов;
  • включать электрические обогреватели без предусмотренной внутренней системы автоотключения на время, превышающее 20 минут;
  • эксплуатировать электрокалориферы с рабочей температурой более чем в 28 градусов по Цельсию;
  • использовать электрические соединения между вагонами железнодорожного состава без их должной изоляции;
  • использовать неисправные батареи, работающие на основе аккумуляторов и заряжать их от электросети вагона;
  • самостоятельно производить ремонт электрических приборов;
  • покидать персоналу закрепленный за ним вагон, полностью оставляя его без наблюдения;
  • применять бензин или керосин в качестве средство для растопки нагревательных приборов, работающих на подобном топливе;
  • оставлять нагревательные приборы, подключенные к сети и активно работающие, без наблюдения;
  • осуществлять сброс золы и шлака на железнодорожных перегонах, стоянках, станциях; эти материалы утилизируются только в специально установленных точках сбора;
  • приводить вагон в рабочее состояние при нарушениях или отсутствии термоизоляции в местах прохождения проводки, подключения электроприборов, а также у мест расположения дымоотводящих труб;
  • использовать котельные, вентиляционные и насосные в грязном состоянии, особенно при наличии в них горючих отходов;
  • применять для приготовления пищи, обогрева и других целей приборы, основанные на использовании в качестве топлива легковоспламеняющихся материалов, не предусмотренных действующей в вагоне электросхемой;
  • осуществлять обогрев замерзших труб при помощи огня (факелами, углями или другими раскаленными предметами);
  • использовать огонь в качестве осветительного прибора;
  • курить вне отведенных мест для курения, которые могут быть расположены только в нерабочих тамбуров и оборудуются не менее чем двумя пепельницами;
  • закрывать двери, соединяющие вагоны с тамбурами, в случае неисправности системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
  • загораживать пространство, определенное в качестве плана эвакуации пассажиров и персонала.

Также стоит отметить, что персонал, работающий в вагоне железнодорожного состава, должен полностью обесточить его (исключая дежурный свет) и отключить все электроприборы. 

Особенности правил ПБ для пассажирских составов

Пожарная безопасность для всех видов пассажирских вагонов поездов дальнего следвания, или для вагонов пригородных электропоездов имеет схожие правила, касающиеся эвакуации и обеспечения безопасного передвижения людей от посадочных мест до пожарных выходов. Персоналу поезда даются следующие рекомендации по эвакуации при пожаре:

  • организация эвакуационного процесса в случае обнаружения дымового запаха в вагоне, помощь с передвижением по эвакуационным путям пожилым людям, детям и лицам с ограниченными возможностями;
  • открыть боковые тамбурные двери после остановки состава и обеспечить выход пассажиров из аварийного состава через них;
  • если покидание состава по основным дверям не представляется возможным, провести людей до запасных выходов, отпереть их вручную для обеспечения безопасной эвакуации людей. 

Если в момент чрезвычайной ситуации работникам поезда не представляется возможным открыть основные или запасные выходы, эвакуация людей в случае пожара осуществляется через окна. В этом случае представители персонала состава имеют права разбить все подходящие для эвакуации окна вагона поезда тяжелыми предметами. Так, для этого подходят огнетушители. Правила пожарной безопасности устанавливают, что ими должен быть оснащен каждый вагон железнодорожного состава. После таких действий персонал должен сначала освободить проемы от стекол разбитых окон, и затем организовать покидание пассажиром поезда через них. 

Обеспечение пожарной безопасности также подразумевает назначение ответственных за этот процесс лиц. В частности, при передвижении поезда ответственность за рассматриваемые мероприятия лежит на начальниках, бригадных командирах, электромеханиках. Машинисты несут ответственность за ПБ в локомотивном вагоне. В других же она лежит на проводниках, багажных приемосдатчиков, электромонтерах, механиках. Ответственность за ПБ в вагоне-ресторане возложена на его непосредственного начальника. 

Поезд не может быть допущен к рейсу при наличии в нем и в его составных частях:

  • неисправностей технического характера, способных спровоцировать возгорание;
  • отсутствия первичных инструментов пожаротушения;
  • вышедших из строя систем оповещения о задымлении или возгорании, огнетушителей;
  • неисправностей основных и эвакуационных выходов.

Согласно положениям ЦЛ-ЦУО-448, в качестве огнетушителей в вагонах пассажирских железнодорожных составов могут использоваться порошковые, углекислотные и воздушно-пенные устройства. 

Правила, инструкции и приказы министерства транспорта Российской Федерации и ОАО “РЖД” предъявляют следующие требования для проводников вагонов пассажирских поездов в области ПБ:

  • знание и полное следование всем инструкциям и другим нормативным документам в сфере ПБ;
  • недопущение действий, способных вызвать возгорание или задымление в вагоне;
  • выполнение технологических работ и регламента противопожарной подготовки вагона пассажирского состава перед началом выполнения рейса;
  • соблюдение эксплуатационных правил ПБ;
  • отказ от использования любых неисправных электроприборов;
  • наличие навыков пользования первичными средствами пожаротушения, в частности, огнетушителями разных категорий;
  • недопущение загромождения путей эвакуации в вагоне.


Нарушение пожарной безопасности со стороны лиц, ответственных за ПБ в ж/д составе, несут за свои действия или бездействие ответственность, установленную законодательством – от дисциплинарной до уголовной.

Особенности правил ПБ для грузовых составов

На грузовых ж/д составах персонал проводит не же стандартные мероприятия, что и на пассажирский. Однако в таких составах предусмотрены и дополнительные действия по обеспечению пожарной безопасности. Они, в частности, зависят от типа перевозимых грузов. Железнодорожные перевозки часто используют для транспортировки нефти и продуктов ее переработки. К таким продуктам, например, относятся бензин и керосин. И поэтому при перевозке грузов рассматриваемой категории нужно соблюдать все правила налива жидкостей, их перевозки, разгрузки и слива. В этих процессах нельзя допускать потеков, россыпа и проливов веществ, склонных к воспламенению. 

Дополнительные требования в рассматриваемой сфере для грузовых поездов – следующие:

  • состав должен выходить на линию исключительно в исправном состоянии;
  • не допускается погрузка опасных грузов в составы без их предварительной тщательной очистки от мусора и остатков перевозимых ранее веществ;
  • погрузка легковоспламеняющихся жидкостей запрещена в поврежденных или открытых цистернах;
  • если в процессе перевозки была обнаружена поврежденная цистерна, которая может стать причиной разлива горючих веществ, ее следует немедленно изолировать;
  • легкогорючие вещества нельзя перевозить на платформах в бумажной или пергаментной упаковке;
  • различные виды горючих и взрывоопасных веществ в одном составе следует перевозить в разных его частях;
  • нужно неукоснительно соблюдать требования, касающиеся возможности или невозможности перевозки одним ж/д составом различных опасных субстанций;
  • уровень заполненности цистерн не может быть выше предписанных правилами значений для каждого вид легкогорючего груза;
  • грузы взрывоопасного характера должны быть надежно закреплены в вагонах или на платформах во избежание их детонации в случае резкого торможения поезда;
  • при разгерметизации опасных грузах персонал немедленно сообщает о случившемся начальнику поезда и диспетчеру ближайшей ж/д станции для принятия срочных мер по его изоляции. 

Пожарная безопасность на железной дороге, в первую очередь, зависит от человеческого фактора. Этот спектр причин включает в себя действия от отказа от курения в тамбурах до выполнения персоналом поезда всех установленных правил ПБ. 

Противопожарное оборудование

Ж/д составы и каждый их вагон по отдельности комплектуются такими средствами тушения пожаров как:

  • огнетушители у каждого тамбура и управленческого шкафа по работе с электроприборами;
  • газовая противопожарная система у этих шкафов;
  • водяная система пожаротушения для вагонов типа купе;
  • сигнализация для оповещения о пожаре и эвакуации во всех помещениях и площадках поезда;
  • управленческий пульт пожарного оповещения в купе для персонала;
  • пожарный кран в санузле.

Действия работников при внештатной ситуации, связанной с пожаром

Ответственность за организационные работы по тушению возгорания и эвакуацию людей в железнодорожном составе несет начальник поезда. 

При появлении задымления или возгорания персонал поезда должен:

  • вызвать остановку поезда с использованием специального крана кроме случаев его нахождения в местах, где осуществление эвакуации не представляется возможным;
  • связаться с локомотивным машинистом и начальником поезда;
  • открыть двери всех купе и сообщить о начале эвакуационного процесса для пассажиров;
  • отключить от электричества вагон с задымлением или возгоранием;
  • открыть все запасные выходы, которые есть в вагонах;
  • если нет возможности открывания аварийных выходов – разбить подходящие для эвакуации окна.

Проводник в случае получения сигнала от системы пожарного оповещения вагона должен проверить достоверность угрозы и начать эвакуацию при пожаре. Если срабатывание оказалось ложным, то он должен вызвать электромеханика для проверки работы системы. 

План эвакуации при пожаре предполагает начало самостоятельного его тушения персоналом поезда после начала выхода пассажиров. Когда все пассажиры покинули вагон, где расположена точка возгорания, его двери запираются. 

Когда на место пожара попадают начальник поезда и электромеханики, они производят действия по отцепке горящего вагона. Об этом сообщается диспетчеру ближайшей ж/д станции. После отцепки вагона другие части состава удаляются от него на расстояние в 10 метров и более для воспрепятствования распространения на них пожара. 

При проведении эвакуационных мероприятий проводник вагона должен:

  • немедленно привлечь внимание пассажиров к информации о чрезвычайной ситуации;
  • громко и понятно сообщить о произошедшем и визуально показать эвакуационные маршруты;
    обеспечить быстрое покидание вагона людьми;
  • организовать одностороннее людское передвижение в сторону эвакуационного выхода;
  • после завершения процесса удостовериться, что вагон пуст, и никто из пассажиров и персонала не получил травм.

Заказать услуги пожарной безопасности в Москве

Заказать комплекс услуг в сфере ПБ можно в компании InstaGroup. Она занимается обеспечением ПБ во всех видах зданий и сооружений. Наши специалисты разрабатывают соответствующую документацию, монтируют системы безопасности, занимаются их испытаниями и тестированием, а также предоставляют услуги в области огнезащитной обработки конструкций. 

За 11 лет своей работы InstaGroup успешно реализовала более 1600 проектов в своей отрасли. Среди клиентов компании – крупнейшие торговые сети, рестораны быстрого питания, гипермаркеты, банки, склады. 

Оставить заявку на получение услуг в сфере ПБ можно на нашем сайте. Для этого на его главной странице есть специальная форма обратной связи. При ее заполнении с клиентом связывается представитель компании для бесплатной консультации и передачи коммерческого предложения по потенциальным работам, связанных с разработкой документации, или же непосредственно на объекте. Наши специалисты подбирают для каждого объекта оптимальное противопожарное оборудование, что позволяет значительно сэкономить бюджет организации, направленный на обеспечение ПБ. 

Читайте также
Оставить заявку

    Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных